Уж в полях картошка собрана,
Даль промокшая темна.
Мы сидим с тобою, деточка,
У осеннего окна.
– Лужи черные, бездонные,
Слякоть-плакоть, скоро снег…
– То, что в этих лужах черное –
В небе светлое, как смех…
Как мы знаем, в самих Евангелиях о жизни Пресвятой Девы Марии сказано очень немного, и почти на всех Богослужениях, чествующих события ли Ее жизни (кроме событий Благовещения и Сретения и упоминаний о Матери Божией во время Страстной), Ее ли многочисленные иконы, мы слышим практически всегда всего два евангельских чтения – от Луки зачала 4-е да 54-е, второе из коих – вовсе составное, из кусочков, из разных мест текста…
О событии Рождества Пречистой Девы, ставшем в православии двунадесятым праздником, мы с вами знаем по большей части из апокрифов – тех сказаний, которые не вошли в канон Священного Писания, но издревле приняты и усвоены преданием Церкви Христовой, приняты самим сердцем христиан и их разумом, как полностью соответствующие основам веры.
Средневековый писатель XIII века Иаков Ворагинский, собравший известные в его время жития святых и сведения о событиях из земной жизни Спасителя, Божией Матери и апостолов в единый свод, изданный под названием «Золотая Легенда», переведенный как на Западе, так и на Востоке христианской ойкумены на все языки мира и любимый верующими читателями, так говорит в разделе, посвященном Рождеству Богородицы: «Заметим, что Церковь празднует только три дня Рождества, а именно Христа, Пресвятой Девы Марии и Иоанна Крестителя. Эти три Рождества символизируют три рождения духовных, ибо мы возрождаемся в воде с Иоанном, в покаянии с Марией и во славе с Христом».
– В лужах – листиков насеяно,
Грузовик плывет по ним…
Неужели листья мертвые
Светят золотом таким?
– Разве, детка, это листики?
Блик да блик, горят во мгле:
Это свечки храмов Китежа
Отражаются в земле…
День рождения – праздник безусловно радостный. А в случае дня рождения Пресвятой Девы Марии – еще и чудесный… И о двух вещах я всегда думаю, из года в год в этот сентябрьский день собираясь с верными на Литургии.
О чуде.
О чуде любви, веры и надежды двух праведников, Иоакима и Анны, и о том, как на них откликнулось чудо Божие, откликнулось чудом рождения Дочери. Многим нашим современникам может быть не очень понятна вся скорбь бездетных стариков, разве что кто-то ухмыльнется, прочитав, что в древности в Израиле к бездетности относились как к проклятию Бога… Не очень понятно – и не только потому, что в те времена не было разных медицинских технологий, позволяющих преодолеть проблему бесплодия, которые есть сегодня.
Само отношение к рождению ребенка было несколько иным: не «я хочу ИМЕТЬ ребенка» как некий придаток МОЕЙ жизни, как нечто МОЕ – ребенок виделся чудом, новым человеком, посылаемым Богом в мир, не естественный «отросток» родителей, но самостоятельная «душа живая».
Именно потому Бога полагали началом рождения, потому в радости о зачатии и рождении чада Иоакима и Анны явственно слышны древние слова праматери Евы : «…и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4,2). Бог дал человека – Богу и посвятили дочку родители: Ты, Господи, дал Ей родиться, вопреки нашей немощи – значит, Ты и дашь Ей предназначение и жизнь, о которой мы не знаем, но которые с полным доверием вверяем Тебе (о вере, о разнице греческого слова «пистис» – «вера как знание, как мировоззрение» и еврейского «эмуна» – «верность, доверие» когда-то метко написал Мартин Бубер в работе «Два образа веры»)…
О чуде Божием думаю я, и о том, что чудо – не нечто неестественное, но, напротив, естественнейшее проявление подлинных законов Божиих в нашем изнасилованном и искореженном грехом, несправедливостью, смертью мире, как более чем естественен луч солнца, пробившийся сквозь такие, казалось бы, непроглядные серые тучи, обложившие небо. И в день Рождества Богородицы эту естественность присутствия Божия в мире чувствуешь, как редко в какие иные.
Наверное, это присутствие Божие чувствовали все те, кто две с лишним тысячи лет назад пришел в недоумение перед чудом рождения Девы: родственники и соседи Иоакима и Анны, до того, как это бывает в небольшом местечке, где все друг друга знают, перемывавшие кости бездетной паре, иерусалимские священники, разрешившие в конце концов Марии воспитываться при храме, а когда ей исполнилось четырнадцать – собравшие консилиум, чтобы решить Ее необычную судьбу, Иосиф, принесший для выбора в мужья Марии и свою ветку и чувствовавший себя неуютно, мол, что я, старик, делаю на этом соревновании женихов…
Чувствуем это присутствие Божие, Его чудо, и мы, и все те, кто с верой и любовью обращается в молитве к Богородице, именуя Ее многими именами: Невесто Неневестная, Умиление, Нечаянная Радость, Звезда моря житейского, Всех скорбящих Радосте, Неопалимая Купина, Многомилостивая…
– Что так густо дождик сеется,
Тихо-тихо, льет да льет?
– Это – слезы Богородицы,
День рожденья у Нее.
– Кто же плачет в день рождения?
Там ведь гости за столом,
Там и смех, и поздравления,
И подарков полон дом!
И еще думаю – о милосердии.
О милосердии, очень простом, насущном и таком редком вокруг и внутри нас, о чем даже и не вычитаешь в Священном Писании, но что так явно видится в день праздника – в перистых очертаниях облаков в сентябрьском небе, в песнопениях праздничной Богородичной службы, в лицах братьев и сестер во Христе, стоящих бок о бок в храме…
О том, как не хватает нам всегда этого самого милосердия – в сутолоке быта, в политических страстях, бушующих в интернете, на ТВ и в головах людей, в неблагообразии, жестокости, скорбях, одиночестве, неверии и страхах будней… Во всем том, что рано или поздно – будет позади, потому что это обещал нам Сам Христос, сказавший: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16,22).
– Что же, плачут и от радости.
Век – слезам, потехе – час…
Это плачет Матерь Божия
Оттого, что видит нас.
Как с тобой сидим мы в сумерках,
А окно – синей, темней…
– Но ведь мы же – там, на празднике?
– Да, мы там. Мы тоже с Ней.